Logo
Пресс-центр / Статьи

Создание «умной» среды деятельности

От взаимодействия систем к системе центров планирования, контроля и координации взаимодействия.

В современных условиях развития страны, характеризующихся повышением интенсивности, расширением сфер деятельности, взаимодействием министерств, ведомств, других государственных структур, вопросы обеспечения автоматизации процессов сбора, обработки информации, выработки и принятия решений, контроля их исполнения, комплексной оценки эффективности выбранной модели управления деятельностью приобретают особый характер и значение.

Суть проблемы заключается в автоматизации совокупности процессов штатного режима функционирования и процессов - «выявление кризиса в состоянии предметной области -  реагирование (с обратной связью)  на кризис с устранением его последствий»

Творческий анализ таких разработок  института как:
  • Береговые системы наблюдения.
  • Автоматизированные системы технического контроля.
  • Системы управления движением судов
  • Системы диспетчеризации муниципальных электрических, водопроводных, газовых и тепловых сетей.
  • Системы мониторинга магистральных трубопроводов.

и других систем, позволили в конечном итоге сформировать общую формально описываемую модель и создать унифицированную программно-аппаратную платформу управления в выбранной предметной области  с учетом всех субъектов  деятельности.

На этой основе АО «НИИСА» предлагает потенциальным заказчикам Систему взаимосвязанных центров планировании и координации (ЦПК), реализующую создание «умной»  среды деятельности разнородных структур управления. 

Основными информационными ресурсами ЦПК являются формируемые, согласуемые и утверждаемые представительствами министерств, ведомств и других структур управления: перечень критических ситуаций, перечень и содержание сигналов оповещения, перечень адресатов (представительств ведомств) оповещения, планы реагирования с указанием состава сил и средств, а также планы повседневной деятельности и взаимодействия.

Основными управляющими ресурсами являются — команды (с контролем доставки и подтверждением получения) оповещения операторов (дежурных) представительств различных ведомств, их сил и средств о начале и завершении взаимодействия в рамках утвержденных планов, указания по координации взаимодействия, сообщения и донесения о ходе выполнения планов взаимодействия, с обеспечением контроля временных регламентов исполнения.

Проектные реализации «умной» среды отработаны, в частности, на примерах  создания «умного» города и  «умного» морского порта.

Структурная схема системы  «Умный город»
Умный город
Схема взаимодействия субъектов морского порта
Умный город
Схема взаимодействия субъектов в системе «Умный порт»
Умный город

При этом единая платформа создания ЦПК города и порта позволяет их информационно объединять ( например для портового города)  в единую Систему ЦПК и обеспечивать координацию деятельности в соответствии с законодательством и межведомственными соглашениями. 

Технологии единой платформы создания Системы ЦПК обеспечивают:

  • адаптируемость к предметным областям деятельности ведомств;

  • инвариантность  к структурам ведомств -  участников взаимодействия.

АО «НИИСА»   готово  в качестве бонуса обеспечить реализацию тестовой модели функционирования  ЦПК в реальном масштабе времени  по исходным данным предметной области деятельности потенциального Заказчика. 


В.А. Торосян


Торосян Ваган Аршалуйсович

Некоторые аспекты автоматизации процессов взаимодействия межведомственных разнородных структур управления

В современных условиях развития страны, характеризующихся повышением интенсивности и расширением сфер деятельности министерств, ведомств, других государственных структур, вопросы обеспечения автоматизации процессов сбора, обработки информации, выработки и принятия решений, контроля их исполнения, комплексной оценки эффективности выбранной модели управления деятельностью приобретают особый характер и значение.

Если в рамках отдельных государственных органов и структур проблема автоматизации управления решена, причем на основе современных технологий обработки информации и коммуникаций, то организация их взаимодействия на основе собственных информационно-управляющих систем из-за различия реализованных в них информационно-технических протоколов, ведомственных специфик использования информации весьма затруднительна.

Основными аспектами проблемы организации информационной поддержки межведомственного взаимодействия являются:

  • Правовой аспект.

    В настоящее время на государственном уровне отсутствует правовое обеспечение межведомственного взаимодействия кроме как отдельных положений, определяющих его необходимость. В силу этого межведомственное взаимодействие организуется, как правило, между двумя субъектами и, в лучшем случае, на уровне определения ситуаций, требующих взаимодействия, выработки документов взаимного информирования и формирования состава взаимодействующих людских (профессиональных) и технических ресурсов.

    Такая организация межведомственного взаимодействия закрепляется двухсторонним Соглашением между субъектами взаимодействия, имеет территориальную специфику и ведомственные ограничения.

    На практике Соглашения формируются и оформляются очень долго, действуют десятилетиями, не отражая объективно возникающие изменения в предметной области взаимодействия, и, в конечном счете, «отмирают»;

  • Организационный аспект.

    При условии существования Соглашения между субъектами взаимодействия его реализация на практике характеризуется рядом организационных проблем. Так, в различных оговоренных ситуациях головным субъектом взаимодействия в соответствии с Законодательством РФ может являться то одна, то другая сторона Соглашения.

    Кроме того, различный уровень информационно-управляющих систем (или отсутствие таковой у одного из субъектов) отражается на эффективности организации и управления процессами взаимодействия головным субъектом при более низком уровне собственной автоматизации.

    Как правило, данные вопросы в Соглашениях не рассматриваются и если решаются, то крайне не эффективно, так как требуют привлечения дополнительных людских, а не системно-технологических, ресурсов;

  • Технологический аспект.

    Эксплуатация существующих ведомственных информационно-управляющих систем, их модернизация, проектирование новых в настоящее время осуществляется в условиях несоблюдения единых государственных стандартов в этой сфере. Отсюда разнообразие выбранных технологий автоматизации, проблематика проектирования межсистемных протоколов информационного взаимодействия, различные режимы функционирования, отсутствие предпосылок для реализации единого информационного пространства предметной области.

    Вследствие этого, на практике технология информационного взаимодействия ограничивается выбором способа обмена документами и сообщениями (телефон, факс, электронная почта и т. д.). В лучшем случае за счет ведомственных коммуникационных ресурсов или используя сети общего назначения удается обеспечить непрерывный или дискретный режим обмена данными, что, в конечном счете, не соответствует требованиям оперативности и функциональной полноты процессов взаимодействия;

  • Финансовый аспект.

    Финансовые затраты на осуществление межведомственного взаимодействия имеют явную и «скрытую» составляющие.

    Явная составляющая может быть зафиксирована в Соглашении субъектов как обязательства обеих сторон или одной из сторон по финансированию наличия и функционирования инфраструктуры связи и передачи данных. Однако на практике это редкость, так как чаще всего предполагается использование государственных коммуникационных ресурсов. При этом не учитывается территориальная расположенность субъектов и особенности топологии местности.

    При реализации Соглашения по взаимодействию появляются и «скрытые» финансовые затраты. Они связаны с внутриведомственной организацией процессов взаимодействия и, в зависимости от существующего уровня автоматизации управления, колеблются от затрат на оплату выполнения дополнительных обязанностей, накладываемых на должностных лиц, до затрат на создания новых штатных должностей или структур;

  • Психологический аспект.

    Взаимодействие двух субъектов может быть инициировано в двух основных случаях: во-первых, когда взаимодействие «продиктовано» условиями осуществления деятельности субъектов, при этом нет «запретов сверху», а во-вторых, по «указке сверху».

    В первом случае обязательно существует один инициатор организации взаимодействия. Поэтому процесс формирования и оформления Соглашения претерпевает стадии «раскачки» и притирки позиций субъектов, сопровождается попытками сторон получить «особые полномочия» при взаимодействии, переложить бремя финансовых затрат друг на друга и т. д. и т. п.

    Однако в конечном итоге Соглашение носит объективный характер и, как правило, полностью соответствует возможностям субъектов по реализации совместных мероприятий. Во втором случае, по «указке сверху», субъекты формируют и оформляют Соглашения в соответствии с указанием и в определенные, как правило, «жесткие» сроки, не всегда учитывая рассмотренные выше аспекты организации взаимодействия.

    В таком случае сама жизнь вносит коррективы в методы и способы взаимодействия, но достигается это за счет учебы на ошибках.

Концептуальный подход к проектированию системы информационной поддержки процессов межведомственного взаимодействия ( СМВВ), достаточно «свободной» от недостатков по изложенным аспектам, заключается в соблюдении следующих системно-технологических принципов:

  • Строгое соблюдение ГОСТ;
  • Сетевое построение СМВВ с центром планирования и координации ( ЦПК) и оконечной инфраструктурой;
  • Разнородная интегрированная коммуникационная сеть, объединяющая ЦПК и оконечную инфраструктуру;
  • ЦПК проектируется как общий сетевой ресурс представительств неограниченного числа ведомств, состоящий из информационного и управляющего сегментов.

    Основными информационными ресурсами должны быть формируемые, согласуемые и утверждаемые представительствами ведомств: перечень критических ситуаций, перечень и содержание сигналов оповещения, перечень адресатов (представительств ведомств) оповещения, планы взаимодействия с указанием состава сил и средств.

    Основными управляющими ресурсами должны быть — команды (с контролем доставкии подтверждением получения) оповещения операторов (дежурных) представительств различных ведомств, их сил и средств о начале и завершении взаимодействия в рамках утвержденных планов, указания по координации взаимодействия, сообщения и донесения о ходе выполнения плана взаимодействия;

  • Оконечная инфраструктура создается как совокупность объектов (различных ведомств) как стационарного, так и мобильного базирования, и представляется в виде пользовательских терминалов и автоматизированных (автоматических) источников информации.

Указанные стадии формирования, согласования и утверждения информационных ресурсов ЦПК представительствами ведомств подчеркивают принцип равноправия для ведомств — участников СМВВ. В частности, планы взаимодействия могут быть задействованы только в том случае, когда все его составляющие (силы и средства отдельных ведомств) утверждены соответствующим представительством. Кроме того, после получения сигналов оповещения каждое ведомство обеспечивает внутриведомственную координацию средствами собственных систем управления.

Участие в СМВВ для любого ведомства должно быть не принудительным, а рекомендуемым, при этом существующие информационные и управляющие системы ведомств сохраняются и не требуют доработок.

Привлекаемость участия ведомств в СВ ММ (помимо реализации внутриведомственных задач за счет межведомственного взаимодействия) заключается в том, что даже в условиях отсутствия внутриведомственных информационно-управляющих систем или дополнительно к существующим ведомство за счет ресурсов ЦПК и оконечной инфраструктуры может создать (описать своих адресатов оповещения и координации, а также сформировать внутриведомственные комплексные планы) виртуальную систему внутри ЦПК, включающую собственные реальные территориально распределенные объекты автоматизации и источники информации.

В конечном итоге СМВВ за счет общих подходов по формированию распределенных информационных ресурсов ЦПК, включая виртуальные ведомственные системы, и централизованной реализации специальных алгоритмов по оповещению, планированию и координации межведомственного взаимодействия приобретает свойства:

  • адаптируемости к предметной области деятельности ведомств;
  • инвариантности как к собственной динамически изменяемой структуре, так и к структурам ведомств — участников СМВВ.
>Вариант построения СМВВ

Дополнительно необходимо учесть следующее:

СМВВ должна создаваться под эгидой Государственного заказчика и являться информационным государственным ресурсом (информационной площадкой).

Финансовая окупаемость создания СМВВ будет обеспечиваться, с одной стороны, за счет предоставления (продажи) ведомствам необходимого по оценке самого ведомства количества локальных или удаленных автоматизированных мест (компьютеров и средств связи) ЦПК и оконечной инфраструктуры. С другой стороны, финансовая окупаемость может обеспечиваться за счет упорядочивания бюджетных ведомственных затрат на создание собственных межведомственных и внутриведомственных систем аналогичного назначения.

В целом предлагаемая СМВВ способна повысить эффективность взаимодействия государственных и негосударственных структур между собой и быть моделью для формирования правового, организационного, технологического, финансового и социально-психологического обеспечения межведомственного и внутриведомственного взаимо действия в различных областях деятельности.


ОТ ЗАМЫСЛА ДО ВНЕДРЕНИЯ

АО «НИИСА», следуя традиции ведущего предприятия по разработке автоматизированных информационных систем для силовых ведомств и высших органов государственной власти страны, осуществляет полный цикл работ в данной области, включая НИОКР, проектирование, производство и эксплуатацию.

О направлениях деятельности и достижениях предприятия рассказывает руководитель АО «НИИСА» Ваган ТОРОСЯН.

НАДЕЖНАЯ ОСНОВА

– В последние годы уделяется особое внимание совершенствованию передовых отечественных технологий для укрепления обороноспособности страны. Цель – создание современных автоматизированных систем специального назначения, обеспечивающих решение задач в мирное и военное время. Успешное противодействие внешним угрозам сегодня невозможно без наличия систем достоверного освещения и прогнозирования обстановки, а также систем обеспечения планирования и управления силами и средствами реагирования.

Специализацией института была и остается разработка и внедрение автоматизированных информационных систем и систем управления в интересах силовых министерств и других государственных органов. Предприятие завоевало репутацию одного из ведущих в оборонно-промышленном комплексе Советского Союза. В 1985 году Научно-исследовательский институт систем автоматизации постановлением правительства СССР был определен головной организацией отрасли по разработке и внедрению специальных систем по назначению.

В НАШИ ДНИ


Иллюстрация

– Сегодня АО «НИИСА» ведет разработки в области автоматизированных информационных систем обработки информации и управления в интересах Министерства обороны, ФСБ, МЧС, а также высших органов государственной власти Российской Федерации. Продукция предприятия находит широкое применение в структурах и органах, обеспечивающих обороноспособность и безопасность страны.

Все виды деятельности предприятия обеспечены лицензиями, в том числе на право выполнения работ, составляющих государственную тайну. АО «НИИСА» осуществляет весь цикл работ, включающий научные исследования, опытно-конструкторские, проектные и технологические разработки, а также производство и эксплуатацию изделий, систем и комплексов в следующих областях:

  • автоматизированные системы освещения и контроля безопасности морских акваторий и государственных границ;

  • системы планирования, оповещения, координации и контроля взаимодействия разнородных структур и систем управления;

  • системы и средства связи и управления связью для береговых и прибрежных зон;

  • системы и средства контроля и защиты информации;

  • системы телеизмерений и телеуправления объектами различного хозяйственного и специального назначения.

ПРОДУКЦИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ

– На протяжении 15 лет АО «НИИСА» выполнило целый ряд опытно-конструкторских работ по созданию и внедрению систем освещения морской надводной обстановки в интересах военно-морских сил как Министерства обороны (ВМФ), так и береговой охраны Пограничной службы, подчиняющейся ФСБ России. В частности, созданы и находятся в эксплуатации автоматизированные системы технического контроля надводной обстановки в зонах ответственности Пограничных органов по всей протяженности морской государственной границы России.

Институтом получены следующие основные результаты, обеспечивающие:

  • мониторинг обстановки в реальном масштабе времени;

  • оперативное и предварительное формирование состава участников взаимодействия с учетом привлекаемых ресурсов – группировки профессиональных и технических сил и средств;

  • формирование, согласование и утверждение участниками взаимодействия совместных планов по привлечению подчиненных сил и средств;

  • командно-сигнальная и информационная поддержка процессов оповещения о начале и завершении планов взаимодействия, а также контроля и координации совместных действий;

  • правовая информационная поддержка процессов внутриведомственного, межведомственного и международного взаимодействия сил и средств.

Особое значение имеют результаты, достигнутые в создании и совершенствовании технологий разработки систем обеспечения морской безопасности, а именно:

  • формирование единого информационного пространства освещения морской надводной обстановки на базе всех существующих в стране взаимодействующих систем и средств мониторинга;

  • многоаспектное автоматическое выявление угроз морской безопасности на базе семантического мониторинга задаваемого множества событий в пространстве надводной обстановки;

  • сетецентрический принцип контроля и управления средствами наблюдения и реагирования на угрозы;

  • полнофункциональная интеграция в систему средств обнаружения, навигации и управления кораблей и катеров, а также морских нефте– и газодобывающих платформ и т. п.;

  • безлюдная дистанционная технология функционирования береговых и морских стационарных постов наблюдения;

  • технология контроля деятельности хозяйствующих субъектов в сфере морских биоресурсов.

Созданные открытые технологии, воплощенные в программно-аппаратные комплексы, могут быть адаптированы и для других предметных областей.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

– Профессиональная команда АО «НИИСА» развивает долгосрочное сотрудничество со своими многолетними партнерами. С этой целью предметом особой заботы стало качество продукции и услуг в широком смысле этого слова.

На предприятии внедрена система менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и стандартами СРПП ВТ (в том числе в соответствии с ГОСТ РВ 15.002-2003). Также разработаны необходимые стандарты предприятия (СТП) по управлению качеством на всех этапах создания автоматизированных систем – от заключения договоров до ввода в эксплуатацию и авторского сопровождения.

В АО «НИИСА» также функционируют службы качества, надежности, метрологического обеспечения, стандартизации, нормативного и технического контроля. Для производственнотехнологического обеспечения работ создан ряд экспериментально-моделирующих стендов, основными из которых являются стенды в интересах работ по тематике Министерства обороны и правоохранительных органов.

На протяжении всего своего существования АО «НИИСА» чрезвычайно внимательно следит за развитием науки и инженерной мысли в мировой IT-индустрии. Многолетний практический опыт работы, а также высокие профессиональные знания и навыки сотрудников позволяют предприятию гибко сочетать функции разработчика и системного интегратора современных достижений в области информационных технологий.

Нашей стратегией на ближайшую перспективу является решение двуединой задачи – совершенствование технологий создания автоматизированных систем специального назначения и их широкое использование для нужд различных отраслей экономики и промышленности России.



Новейшие разработки

Основой для принятия решений в области морской деятельности на всех уровнях государственных управленческих структур Российской Федерации является информационное обеспечение и, в первую очередь, обеспечения указанных структур оперативной информацией об обстановке в требуемых районах Мирового океана.
В этих целях создаются Единая государственная система освещения надводной и подводной обстановки (ЕГСОНПО) и Единая система освещения информации о морской обстановке (ЕСИМО), предназначенные для совершенствования информационного обеспечения всех видов морской деятельности России путем формирования и поддержания в актуальном состоянии защищенного информационного пространства, содержащего координатно-объектовые данные о морской обстановке и состоянии среды, обеспечения ими заинтересованных органов государственного, ведомственного и военного управления. При этом, одной из основных задач, решаемых ЕГСОНПО, является формирование информационных массивов, содержащих данные и результаты гидрометеорологического и экологического мониторинга Мирового океана, необходимые для оценки надводной и подводной обстановки и анализа действий обнаруженных объектов.
Эффективное обеспечение, со стороны ЕГСОНПО, задач, присущих органам военного управления, невозможно без организации информационной поддержки со стороны военного контура (ВК) ЕСИМО в части представления и обмена гидрометеоинформацией, включая информацию о гидроакустических характеристиках (ГАХ) Мирового океана.
Сложность решения проблемы информационной поддержки ЕГСОНПО со стороны ЕСИМО заключается, в первую очередь, в том, что необходимо осуществить интеграцию интересов Министерств и ведомств Российской Федерации, входящих в состав ЕГСОНПО (в первую очередь ВМФ), и Росгидромета, а также выработать единую организационно-техническую политику ее реализации.
C другой стороны, для решения указанной проблемы необходимо разработать технологию создания, ведения и использования баз геопространственных данных в части характеристик районов Мирового океана путем создания электронных информационно-справочных пособий (ЭСП) для оценки ГАХ в морских районах, которые должны являться составной частью информационной базы данных ЕСИМО.
Основное предназначение справочных пособий состоит в обеспечении потребителей обобщенной и специализированной информацией об обстановке в Мировом океане с целью решения комплекса проблем, не требующих доступа к данным в реальном масштабе времени.
В настоящее время при создании ЭСП предпочтительно использовать подход, при котором ЭСП ГАХ будут представлять собой информационные системы, состоящие из тематических баз данных по ГАХ в различных районах Мирового океана, и средств доступа к данным и их анализ на основе технологии географических информационных систем (ГИС).
Для обеспечения функционирования ЕГСОНПО может потребоваться, наряду с другими функциями системы, освещение текущей и ожидаемой (прогнозной) гидроакустической обстановки на заданной акватории Мирового океана и в заданный промежуток времени. Выполнение этой функции требует знания гидроакустических условий заданной акватории и самое главное текущих и ожидаемых (прогнозных) условий гидроакустического обнаружения надводных и подводных целей гидроакустическими средствами (ГАС) различного назначения. Это в свою очередь потребует численного моделирования ожидаемых дальностей обнаружения надводных и подводных целей гидроакустическими средствами.
Существующие методы и программы расчета ожидаемых дальностей обнаружения целей на ЭВМ, в том числе в системах гидроакустических расчетов ГАС надводных кораблей и подводных лодок, требуют знания текущих и ожидаемых (прогнозных) количественных характеристик акустических и обуславливающих их океанологических, метеорологических и геоморфологических параметров в заданном районе и периоде года.
К акустическим параметрам в морях (океанах) (АПМО) следует отнести:

  • вертикальное распределение (кривые) скорости звука от поверхности до дна; коэффициент пространственного затухания (поглощение) звука, для заданного района и частотного диапазона ГАС;
  • коэффициенты отражение звука от поверхности моря, угловая и частотная зависимость их модуля и фазы для текущего и ожидаемого ее состояния (степень волнения моря или высота волн, тип ледового покрова (однолетний или паковый лед);
  • коэффициенты отражения звука от дна моря, его угловая и частотная зависимость для различных типов грунта в мелком море и различной степени расчлененности рельефа дна в глубоком море;
  • коэффициент рассеяния звука поверхностью моря, неоднородностями водной среды и дном, угловая и частотная зависимость их для различного состояния и характеристик рассеивающих объектов;
  • уровни шумов морской среды и их частотная зависимость для различных характеристик источников их генерации (степени состояния поверхности моря и волнения, скорости ветра, сплоченности льда, типа ледового покрова, интенсивности судоходства и др.).

Совершенно очевидно, что из всех видов вооружения и военной техники, только гидроакустические средства освещения подводной и надводной обстановки требуют для их эффективного применения знания и учета всех выше перечисленных АПМО и целого ряда океанологических, метеорологических и геоморфологических и др. параметров морей и океанов.
Учитывая это, Положением о военном контуре (ВК) ЕСИМО определено, что наряду с существующими информационными системами гидрометеорологического и навигационно-гидрографического обеспечения ВМФ и ФПС России в ВК ЕСИМО будет функционировать информационный модуль «Гидроакустическое информационное обеспечение ВМФ и ФПС России». Информационная поддержка этого модуля возлагается на Центр «Гидроакустика» - центр сбора гидроакустических данных в задержанном режиме (до сих пор неизвестно где и как функционирующий).
В связи с сложившимся положением дел в части организации доведения информации о АПМО от ВК ЕСИМО и неопределенности со сроками начала функционирования ЕГСОНПО крайне необходимо обеспечить на имеемых в ЕСИМО и СОО ВМФ технических средствах, формирование баз данных акустических параметров Мирового океана и на их основе ЭСП ГАХ используя имеемые результаты: расчетов скорости звука по натурным наблюдениям (например, материалы (массивы) многолетних глубоководных наблюдений над температурой и соленостью морской воды, выполненные отечественными и зарубежными экспедициями) и обобщенных по специальным методикам в различных акваториях морей и океанах; экспериментальных гидроакустических исследований проведенных в отечественных и зарубежных экспедициях на научно-исследовательских судах в различных районах Мирового океана, где практически исследовались все АПМО;
Первоначально целесообразно использовать результаты специализированной обработки, обобщения, статистического описания АПМО натурных наблюдений, экспериментальных и теоретических отечественных и зарубежных гидроакустических исследований, имеемые в научно-технической продукции НИЦ РЭВ ВМФ, которые могут стать основой создания баз данных акустических параметров для отдельных районов Мирового океана.